Автор Р.А. Искандарян,
аналитик ООО «ТиПиЭм-центр»
Материал опубликован в 6-м номере журнала «Методы менеджмента качества» за 2007 г.
Управление рисками в проектах
Допустим, вас попросили разработать план управления рисками для проекта, и вы не знаете, с чего начать. Данная статья представляет собой краткий путеводитель по разработке плана управления рисками.
Риск — это то, что может произойти или не произойти и, если происходит, имеет негативное воздействие на проект. Слова «если происходит» означают, что вероятность возникновения риска меньше 100% и больше нуля. Если вероятность наступления риска равна 100% или, другими словами, если событие достоверное, то к рискам оно не может быть отнесено. Достоверные события обрабатывают иначе, чем риски; в рамках данной сатьи останавливаться на этом вопросе не будем. Риск должен быть случайным событием. Неслучайные события рисками не считаются.
Рассмотрим вторую часть определения термина «риск» — «имеет негативное воздействие на проект». Если негативного воздействия нет, то и риска тоже нет. Если какое-либо воздействие на проект приведет к ускорению его выполнения с позитивными последствиями, то такое воздействие риском не является.
План управления риском
Управление риском состоит из следующих четырех стадий:
• идентификация риска;
• количественное измерение риска;
• реагирование на ситуации, связанные с риском;
• мониторинг и управление риском.
Идентификация риска. На этой стадии происходит идентификация рисков и присвоение им названия. Для этого проводятся совещания с экспертами в предметной области, используя метод мозгового штурма в сочетании с процедурой рассмотрения стандартного перечня рисков.
Существуют различные виды рисков, и необходимо в каждом отдельном случае выбрать те, которые имеют отношение к проекту.
Коммерческие риски — это те риски, которые представляют опасность для вашего бизнеса. Примером может служить вероятность нехватки финансов или непредоставления отчетности к концу года. Прореагировать на эти ситуации необходимо путем резервирования финансовых средств или использования текущей отчетности.
Типовые риски — это те риски, которые одинаковы для всех проектов, например, риски, связанные с нехваткой персонала или недостаточно точным описанием проекта. Каждая организация должна разрабатывать планы реагирования на эти риски.
Определение риска должно состоять из двух частей. Первая — это причина ситуации (поставщик не выполняет график поставок, не хватает персонала и др.). Вторая — влияние на проект (превышение бюджета, недостижение ключевых показателей и др.). Таким образом, риск может быть определен следующим образом: «Поставщик не соблюдает сроков поставок, поэтому бюджет проекта будет превышен». Если использовать такой формат, то легко можно избежать повторов и понять суть риска.
Количественное измерение риска. Риски следует рассматривать в двух аспектах. Требуется оценить влияние риска и вероятность его появления. Для простоты используйте четырехбалльную шкалу для каждого из рассмотренных показателей. Чем больше балл, тем больше влияние риска или вероятность его появления. Используя матрицу (рисунок), можно определить степень риска.
Вероятность
4
3 |
Средний
|
Критический |
2 1 |
Малый
|
Большой |
_______1 ___2 ______________3 ___4
Влияние
Следует остановиться на некоторых эффектах. Когда вероятность появления риска высока, а его влияние незначительно, речь идет о среднем риске. Если влияние риска высоко, а вероятность его появления мала, то риск большой. Малая вероятность возникновения значительного события заслуживает большего внимания, чем большая вероятность возникновения незначимого события.
Реагирование на ситуации, связанные с риском. Существует четыре варианта действий в рискованной ситуации:
• избежать. Требуется совершить действия для устранения риска, например, выбрать другого поставщика;
• передать ответственность за риск. Например, ответственным за часть проекта, связанную с повышенной степенью риска, можно сделать поставщика;
• предпринять действия, чтобы уменьшить влияние риска и вероятность его появления. Например, можно увеличить буферные запасы деталей для сборочного производства;
• допустить риск. Он может быть настолько малым, что принятие каких-либо действий не будет стоить затраченного времени и труда.
В план действий при возникновении рискованной ситуации заносятся варианты реагирования на них, которые выбираются экспертным путем.
Мониторинг и управление риском. Заключительный шаг состоит в том, чтобы постоянно проводить мониторинг рисков и диагностировать изменения их состояния. Необходимо проводить аудит рисков и выявлять те риски, которые превращаются в опасные достоверные события.
Заключение
Управление рисками не является сложной задачей. Если следовать вышеуказанным четырем этапам, то вы сможете разработать план управления рисками для проекта за короткий промежуток времени и увеличить свои шансы на успех.
По материалам статьи
Neville Turbit. Risk Management Basics,
http://www.projectperfect.com.au/info_risk_mgmt.php
Источник: http://tpm-centre.ru/page.php?pageId=101&menuItemTreeCode=010604